Бюджетное учреждение Омской области «Спортивная школа олимпийского резерва по художественной гимнастике»                                                     Версия для слабовидящих                                                

Вера Бирюкова: «Мы не имели права проиграть!»

29.11.2016

Олимпийская чемпионка Рио — гимнастка Вера Бирюкова — станет почетным гостем традиционного Мемориала имени Галины Горенковой, который откроется 2 декабря.

 

Вера Бирюкова «ворвалась» на Олимпиаду в Рио со скоростью метеора и практически в последний момент. Еще за полтора месяца до Игр ни многочисленные поклонники художественной гимнастики, ни сама омская «художница» даже не задумывались о таком развитии событий.


— Если у меня и были какие-то надежды на попадание в основную команду, то за пару месяцев до Олимпиады они как раз почти рассеялись, — рассказывает Вера. — Я спокойно работала во втором составе, тренировалась и особо не рассчитывала ни на что. Посудите сами: до Игр остается всего ничего, кто станет вносить изменения в сложившуюся группу? Но вышло так, что одна из девочек травмировалась, и тренеры решили попробовать меня. И знаете, получилось неплохо. Даже Ирина Александровна Винер похвалила. Сказала, ей почти незаметно, что в группу встал новый человек. «Съездишь в Казань, а там посмотрим», — такими были ее слова. До Олимпийских игр оставалось лишь два старта: этапы Кубка мира в Казани и в Баку. Честно говоря, думала, что после Казани меня уберут из состава. Но этого не случилось ни после Казани, ни после Баку! Но поверить, что еду в Рио, смогла только в самолете, летевшем в Бразилию.


— То есть официального объявления состава накануне не было? 
— Нет. Мы просто тренировались и выступали.


— От российских гимнасток всегда ждут только самых высоких наград. В Рио-де-Жанейро вы летели на 100% уверенными в своих силах?
— Уверенность была. Мы столько тренировались, что, наверное, по-другому и быть не могло. Даже в тот момент, когда, уже выступая на Олимпиаде, допустили ошибку, уверенность никуда не делась. Вот не было страха, что мы не сможем! Каждая гимнастка понимала, что ответственность на нас лежит огромная. Мы не имели права подвести друг друга, тренеров, нашу страну.


— И всё же момент, когда была допущена ошибка, заставил всех поволноваться. Он, наверное, и был самым сложным для вас в Рио?
— Нет. Мы, действительно, были уверены, что выиграем. А самым сложным стал этап подготовки: мы работали с утра до ночи, уходили из зала без сил каждый день. В Рио всё было уже проще. Хотелось просто скорее выступить, чтобы это закончилось.


— Через полтора месяца после победы вы писали в соцсетях, что до сих пор не верите, что стали олимпийской чемпионкой. Сейчас прошло три месяца. Поверили?
— Нет! Так и не пришло это осознание. Но эмоции поутихли, конечно. Сейчас всё спокойно. А тогда был настоящий эмоциональный взрыв.


— Ваша жизнь очень изменилась после Рио?
— Да. Многое стало по-другому: появились новые знакомства, возможности. А вот в зале всё по-прежнему. У нас с девочками как и раньше замечательные отношения, рабочая обстановка. Сейчас мы, в общем, начинаем заново. Но никто и не рассчитывал, что олимпийским чемпионкам будут делать поблажки.


— Вера, у вас в команде три Анастасии. На тренировках трудностей не возникает, когда говорят «Настя», а поворачиваются сразу три человека?
— А у нас есть для каждой Насти милые прозвища, так что без проблем: «Близя», «Максон» и «Татар» (смеется).


— Кто в команде самая веселая?
— Настя Близнюк необычайно позитивный и энергичный человек. С ней никогда скучно не бывает! Но вообще все девочки веселые, всегда шутим и хохочем. В этом мы похожи.


— С вами ездит какой-то игрушечный талисман? 
— Со мной всегда были игрушки, но разные. Одного талисмана «из детства» никогда не было. Он появился, лишь когда попала в сборную, после первых соревнований: это был Гран-при во французском Тье. Мы заняли первое место и в многоборье, и в финалах. Тогда Ирина Александровна подарила нам по игрушке. Мне достался симпатичный медведь. На него я и повесила свою первую золотую медаль в составе сборной. Теперь он всегда ездит со мной. И в Рио тоже побывал.


— Хорошенько отдохнуть после Игр удалось?
— Да, нас всей командой отправили на море, мы отдыхали на Сардинии, было здорово. Потом каждая съездила в родной город. Я тоже с удовольствием провела неделю дома.


— Вспоминали с мамой, с чего всё начиналось?
— С моря и Турции! Мы отдыхали там, и мама только успевала следить, чтобы я не забиралась, куда не надо. Энергия била через край! Ну и я всегда любила танцевать, «гнулась» во все стороны. Тогда мама предложила мне попробовать гимнастику. Я сразу согласилась, хотя на самом деле понятия не имела, что это такое! Может, по телевизору пару раз видела. Когда вернулись домой, мама привела меня в зал. И вот так в пять лет я начала тренироваться. Мама рассказывала, что родителей не пускали на тренировки, чтобы дети не отвлекались. Но она ухитрялась подсматривать в окно. Говорит, я всегда старалась, не халтурила. Тренировалась на совесть, даже если тренер выходил из зала. Хотя сама я плохо помню то время.


— А первую медаль?
— Помню. На школьных соревнованиях поделила первое место с другой девочкой.


— В турнире памяти Галины Горенковой вы наверняка участвовали.
— Если не ошибаюсь, дважды. Первый раз индивидуально, по программе кандидатов в мастера спорта. Тогда я стала второй, и для меня это было очень круто. Рада была безумно! А второй раз выступала уже в групповых упражнениях со сборной области.


— Ваш первый тренер Наталья Глемба рассказывала, что вы не теряете связи.
— Ну а как иначе? Для меня Наталья Валерьевна родной человек. Без преувеличения, это тот тренер, который сделал из меня гимнастку. Всё мое детство связано с ней! Она уделяла мне очень  много внимания, работала со мной и в группе, и индивидуально, после тренировок. Я стараюсь чаще встречаться с ней, созваниваемся постоянно. Еще я очень благодарна моим тренерам из омского Центра олимпийской подготовки Оксане Курганской и Елене Арайс, которые работали со мной, когда я стала старше.


— Вы как-то обмолвились, что в детстве вашим кумиром в гимнастике была Ляйсан Утяшева. А ведь омички традиционно называют Ирину Чащину, Евгению Канаеву...
— Ирина и Евгения — великие гимнастки. Но это правда: я восхищалась именно Ляйсан. Мне всегда нравилось, как она двигается, работает с предметом, ее эмоциональность. Да, для меня она была лучшей гимнасткой. И со временем это никуда не ушло, она и сейчас мой кумир. Причем не только как спортсменка, но и как человек.


— Перед Олимпиадой не обращались к ней за советом?
— К сожалению, перед Олимпиадой я еще не была с ней знакома. Моя детская мечта сбылась уже после Игр. Нас познакомила Настя Близнюк. Это произошло, когда мы с девочками выступали на шоу Алексея Немова в Москве. Ляйсан тоже в нем участвовала, мы даже переодевались в одной раздевалке.


— Ляйсан после завершения гимнастической карьеры нашла себя в качестве телеведущей. А вы уже задумывались о будущем?
— Честно скажу, пока это сложная для меня тема. Я еще не определилась с новыми целями в жизни, в гимнастике. Сейчас спорт занимает 100% моего времени и очень сложно при таком графике вместить в свою жизнь что-то еще. Поэтому пока я не могу ответить на этот вопрос!

 

Анна Левченко (sportom.ru)